Как известно, дети - это наше будущее, а будущее все мы себе представляем светлым и радостным, поэтому особое внимание нам необходимо уделять правильному воспитанию и образованию наших детей. В последнее время появилось много информации об успешных образовательных школах прошлого. Уважаемый нами ведагор Алексей Васильевич много пишет и рассказывает о наших славянских корнях и о славянских ведах. Например, раньше у славян воспитанием детей занимались бабушки и дедушки, и не потому, что у них было свободное время, а потому, что у них был большой жизненный опыт, которым они и делились со своими внуками. В недалеком прошлом тоже имеются примеры успешных школ, таких как Монтессори, Вальдорфских, Внутреннего Предиктора СССР и т.п.
Говорят, найти хорошего учителя – это такая же удача, как выйграть миллион. «Дивный Лотос» верит в удачу, поэтому мы находимся в поисках духовного учителя для детей наших гостей.Далее мы будем освещать идеи духовного воспитания великих педагогов, и начнем мы с работ широко известного, особенно в Европе, доктора философии, педагога, эзотерика,оккультиста, ясновидящего и мистика, основоположником антропософии – Рудольфа Штайнера. В своих работах и выступлениях на тему: «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» 1907 гг. он дает следующие рекомендации:
1. Согласно духовной науке для детей в раннем детстве важно пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам. В особенности опираться на принцип подражания нужно, занимаясь с детьми постановкой речи. Говорить ребенок лучше всего учится слушая. Важно, чтобы органы чувств получали впечатления от красивых ритмов — в этом отношении одним из лучших воспитательных средств являются детские песни. Внимание при пении следует обращать не столько на смысл, сколько на красоту звучания. Благотворными для формирования организма являются сопровождаемые музыкой танцевальные движения.
2. Для детей в возрасте от смены зубов до наступления половой зрелости важен принцип духовно-образного воспитания. Необходимо, чтобы с тайнами природы, с законами жизни дети знакомились по возможности не при помощи сухих рассудочных понятий, но посредством символов. Предположим, мы хотим рассказать ребенку о бессмертии души, о том, как она покидает тело. Для этого мы можем провести сравнение с выходящей из куколки бабочкой. Как бабочка расстается с куколкой, так и душа после смерти расстается с телом, в котором она жила. Чтобы это событие правильно описать в рассудочных понятиях, необходимо прежде воспринять его образно. Благодаря иносказаниям мы обращаемся не только к рассудку, но также и к чувству, к ощущению, к душе в целом. Необходимо, чтобы в распоряжении педагога были иносказания для всех законов природы, для всех тайн мироздания. Нужно обратить особое внимание, чтобы сокровища человеческой мысли ребенок усваивал посредством памяти; и лишь впоследствии запечатленное в памяти должно быть осмыслено при помощи понятий. Таким образом, речь идет не о том, чтобы человек принимал к сведению то, что он сначала понял, но о том, чтобы он понимал то, что ему уже известно, чем он владеет благодаря памяти так же, как владеет он благодаря ей своим родным языком. Например, с историей сначала следует знакомиться путем простого запоминания, а потом уже давать ее фактам понятийное оформление. Нужно сначала как следует выучить наизусть то, что полагается помнить из области географии, а затем уже составлять понятие о географических связях и закономерностях. Чем больше ребенок усвоил просто на память — прежде, чем облекать свои знания в форму понятий — тем лучше. Говорите с детьми всегда несколькими годами вперед (ведь гении в своих произведениях говорят с нами несколькими столетиями вперед). Ибо полная действительность всякой вещи заключает в себе дух и материю, и точное рассмотрение не будет менее тщательным от того, что оно производится с участием всех душевных способностей, а не посредством одного чувственного восприятия. Важным для формирования внутренней жизни чувств является также углубление в тайны и красоту природы.
С особой заботой следует отнестись к воспитанию эстетического вкуса и пробуждению художественного чувства. Занятия музыкой должны сообщить эфирному телу некий ритм, который в дальнейшем сделает его способным ощущать присутствие внутренних ритмов во всех вещах. При полном отсутствии музыкального чувства и от него останутся совершенно сокрытыми целые области в бытии мира. Разумеется, не следует пренебрегать и другими искусствами. Пробуждение чувства формы по отношению к архитектурным стилям, по отношению к пластическим и графическим образам, пробуждение чувства гармонии цветов (в живописи) — ничто не должно быть упущено в программе воспитания. Благодаря развитому чувству прекрасного развиваются также радость жизни, любовь к бытию, работоспособность. Чувство прекрасного, художественное чувство — как способны они облагородить, сделать красивее отношения между людьми! Моральное чувство, которое в эти годы формируется при помощи взятых из жизни образов, благодаря обращению к примерам из жизни замечательных людей укрепляется, если посредством эстетического чувства добро воспринимается как нечто прекрасное, а зло как нечто отвратительное. Духовная наука обеспечивает правильную основу не только духовному, но и физическому воспитанию. Занятия следует организовать так, чтобы при каждом движении, при каждом шаге у ребенка возникало чувство: «Я ощущаю, как во мне растет сила». Это чувство должно вызывать у него удовольствие, наполнять его здоровой радостью. Необходимо обладать интимным, интуитивным, эмоциональным знанием о связи между удовольствием, радостью и определенными положениями и движениями тела. Необходимо, чтобы составитель таких упражнений сам мог пережить, как одни движения и положения членов тела возбуждают радостное чувство силы, а другие — своего рода бессилие и т. п.
3. С наступлением возраста половой зрелости человек становится зрелым для того, чтобы иметь свои собственные суждения о том, что он раньше изучал. Мыслить зрело в состоянии лишь тот, кто усвоил себе уважительное отношение к мыслям других людей. Ведь, если суждение строится не на основе соответствующего душевного багажа, то для того, кто его выносит, оно становится камнем преткновения на жизненном пути. Важно, чтобы до указанного возраста дети были избавлены от каких бы то ни было теорий, они должны знакомиться с самими явлениями и непосредственно воспринимать их душой. Разумеется, можно знакомить их с тем, что уже думали люди о том или ином предмете; однако не следует допускать того, чтобы вследствие преждевременных суждений они становились сторонниками каких-либо воззрений. Различные мнения они должны выслушивать, не испытывая потребности тут же выбрать из них правильное и встать на его сторону. Конечно, для того, чтобы так воспитывать и преподавать, необходимо обладать большим тактом, и обрести его можно именно благодаря духовно-научному миросозерцанию.